- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Комплексный анализ использования специальных знаний по делам о налоговых преступлениях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014601 |
Тема: | Комплексный анализ использования специальных знаний по делам о налоговых преступлениях |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. Глава 1. Налоговые преступления: понятие и особенности. 1.1. Понятие и особенности налоговых преступлений. 1.2. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений. 1.3. Доказательства и обстоятельства доказывания в делах по налоговым преступлениям. Глава 2. Использование специальных знаний в доказывании по делам о налоговых преступлениях. Исправила название, поменять в тексте. 2.1. Формы использования специальных знаний в расследовании налоговых преступлений. 2.2. Проблемы применения специальных знаний при возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям. 2.3. Судебно-экономическая экспертиза как основной источник доказательств в расследовании налоговых преступлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств теоретического и практического характера. Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что эффективность расследования налоговых преступлений крайне низка. Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить две группы. Объективной причиной выступает сложный процесс доказывания по делам данной категории, что связано со спецификой совершения налоговых преступлений, мощным противодействием организованных преступных структур установлению истины и т.п. В качестве субъективных причин выступают: несовершенство организационных начал в специализации расследования, отсутствие достаточного материально-технического обеспечения процесса расследования этих преступлений, слабая профессиональная подготовка следователей и, в определенной степени, незнание ими особенностей использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений. Необходимость дальнейшего научно-практического исследования в данном направлении обусловлена и тем, что в действующий УПК РФ внесены существенные изменения в регламентацию, в частности, института деятельности специалиста, который, как представляется, подлежит осмыслению и анализу. Кроме того, в УПК РФ не определен порядок получения заключения специалиста и его показаний; усматривается отсутствие четких методологических отличий между документальной проверкой и ревизией при проведении проверки сообщений о налоговых преступлениях; в теории недостаточно исследована специфика назначения судебно-экономических экспертиз при расследовании налоговых преступлений, что во многом связано с разрешением правовых вопросов при ее производстве; в УПК РФ не дано определение понятия «специальные знания», что приводит к выводу о целесообразности выработки единого подхода к пониманию сущности специальных знаний, а следовательно, к выявлению в следственной и судебной практике круга лиц, которые могут привлекаться к участию в деле в качестве специалиста и эксперта; требуется анализ современных представлений о формах использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений; необходимо комплексное исследование, которое охватывало бы, во-первых, особенности использования специальных знаний на современном этапе их регулирования как в стадии возбуждения, так и расследования уголовных дел по налоговым преступлениям; во-вторых, основные процессуальные средства доказывания, в которых используются специальные знания при расследовании налоговых преступлений. На основании этого следует выявить специфику использования специальных знаний именно при расследовании налоговых преступлений, что ранее не производилось. Эти задачи не могут быть решены без соответствующего научно-теоретического осмысления данной проблемы юридической наукой. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод об актуальности избранной темы исследования. Степень научной разработанности темы. Использованию специальных знаний в уголовном судопроизводстве уделено большое внимание в трудах по уголовному процессу и криминалистике. В разные годы и под различным углом зрения эти вопросы рассматривались в трудах таких видных ученых-процессуалистов и криминалистов, как: Т.В. Аверьянова, В.Д. Арсеньев, Р.С. Белкин, А.И. Винберг, Н.А. Громов, Е.И. Зуев, Н.Н. Полянский, Р.Д. Рахунов, Е.Р. Российская, Е.Г. Сахарова, Т.В. Сахнова, М.С. Строгович. Усилиями этих и других ученых создана прочная теоретическая и методологическая база для современных и будущих научных разработок проблем использования следователями специальных знаний при расследовании преступлений. Разработке процессуальных и криминалистических аспектов, связанных с расследованием налоговых преступлений, посвящены исследования И.И. Белозеровой, И.И. Кучерова, Е.С. Лехановой, А.Н. Мамкина, М.П. Полякова, Р.А. Потураева Н.С. Решетняка, И.Н. Соловьева, Л.Г. Шапиро и др. В их работах рассматриваются вопросы выявления и расследования уклонений от уплаты отдельных видов налогов в определенных сферах экономической деятельности. Частично этими учеными исследуется аспект использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений. Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений. Предмет исследования составляют уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений. Целью дипломной работы является комплексный анализ использования специальных знаний по делам о налоговых преступлениях. Осуществление этой цели достигалось путем решения ряда научно-теоретических и практических задач: - сформулировать определение понятия «специальные знания» через признаки, отграничивающие специальные знания от иных; выявить условия, при которых возможно разрешение правовых вопросов при назначении судебно-экономических экспертиз; - рассмотреть современные представления о формах использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений; - проанализировать особенности использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений; - определить основные процессуальные средства доказывания, в которых используются специальные знания при расследовании налоговых преступлений; - разработать предложения по изменению и дополнению УПК РФ с целью повышения эффективности использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений. Методологической основой исследования является диалектический метод познания реальной действительности. В работе также использованы логико-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, системный и другие методы научного исследования. Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по уголовно-процессуальному праву, криминалистике, уголовному праву, налоговому праву, психологии таких ученых, как: Р.С. Белкин, А.И. Винберг, М.С. Строгович и др. Эмпирической основой исследования послужили материалы опубликованной следственной и судебной практики, а также анализ изученных материалов проверки и уголовных дел о налоговых преступлениях. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ 1.1 Понятие и особенности налоговых преступлений. Уклонение от уплаты налогов, как общественное явление, с каждым годом получает все большее и большее распространение. Рост налоговых преступлений отмечается не только в России, но и в других странах. Это можно объяснить целым рядом причин, среди которых исследователи выделяют политические, экономические, правовые, организационные, нравственно-психологические и иные причины. В связи с этим ухудшается финансовое положение бизнеса и населения, чрезмерность налоговая нагрузка на налогоплательщиков становится чрезмерной, отсутствует реальное предоставление налоговых льгот и послаблений отдельным категориям налогоплательщиков. Основными причинами роста числа уклонений от уплаты налогов считаются правовые, которые заключаются в несовершенстве и нестабильности налогового законодательства. Так же этому способствуют недостатки во взаимодействии органов налогового контроля с правоохранительными органами, несогласованность в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов. А постоянное ожидание повышения налогов вынуждает налогоплательщиков заранее занижать объем своих налоговых обязанностей. Несовершенство механизма налогообложения в целом и его отдельных составляющих позволяет изыскивать и применять различные способы не то что полного, хотя бы частичного уклонения от уплаты налогов и сборов. К тому же недостаточно продуманная система исчисления и уплаты налогов позволяет изобретать все более разнообразные схемы совершения налоговых проступков. В настоящее время уклонение от уплаты налогов является одним из распространенных видов налоговых преступлений и налоговой преступности. К сожалению, в уголовно-правовой, криминалистической, экономической и иной литературе пока не сложилось единого общепризнанного определения налоговой преступности. Впервые же понятие "налоговая преступность" как самостоятельный вид общественно-опасных деяний обозначен в учебнике "Криминология", подготовленном членами криминологической ассоциации, где данным деяниям посвящена отдельная глава. Понятие "налоговая преступность" употребляется применительно к совокупности преступлений, связанных с налогообложением. В настоящее время можно говорить о законодательном, ведомственном и научном понимании налоговых преступлений. Законодательное понимание состоит в том, что в УК РФ в разделе VIII "Преступления в сфере экономики", в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" сформулированы статьи, предусматривающие уголовную ответственность за налоговые преступления, в том числе статьи за уклонение от уплаты налогов – ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица" и ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации" кавычки поменять, в том числе статья 199.1. «Неисполнение обязанностей налогового агента», статья 199.2. «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов». не упомянуты статьи с примечанием 199.3-199.4 УК. Ведомственный подход к определению налоговых преступлений нашел отражение в указании Генпрокуратуры России № 52-11, МВД России № 2 от 15.02.2012 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности", в котором в перечне № 2 указанные статьи о налоговых преступлениях прямо, без дополнительных условий отнесены к преступлениям экономической направленности, по уголовным делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия. Официальные статистические отчеты показателей работы Генпрокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД России, прокуратур и УМВД по видам преступлений, также включают в себя эти деликты как налоговые преступления. И наконец, целым рядом внутриведомственных документов определяется, что к налоговым преступлениям относятся деяния, подпадающие под признаки двух названных статей. Официальные статистические отчеты показателей работы по видам преступлений в настоящее время включают их в число налоговых. Однако какого-либо специального понятийного определения налоговых преступлений в изученной ведомственной литературе (инструкциях, разъяснениях, методических указаниях органов прокуратуры и МВД России), на наш взгляд, нет. Имеются отсылки к законодательному и реже - научному определению. Что касается научного понимания налоговых преступлений, то в отечественной уголовно-правовой и криминологической науке существует несколько подходов к его определению. Предельно широкое понимание налоговых преступлений заключается в том, что к ним относят преступления, которые затрагивают любые виды отношений, связанные с поступлением или непоступлением обязательных платежей в бюджет. Так, Л.Д. Гаухман в группе преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере финансов (преступления в сфере финансов), выделяет подгруппу преступлений, посягающих на сферу финансов в части формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов от сбора налогов, страховых взносов и таможенных платежей, а также сдачи государству драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Он определяет их как преступления в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов. К ним Л.Д. Гаухман относит уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные или внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ), уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), и нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и природных драгоценных камней (ст. 192 УК РФ)1. Достаточно часто в криминологической и уголовно-правовой литературе к числу налоговых преступлений относят уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), полагая, что таможенные и налоговые платежи имеют одну и ту же правовую природу, цели и т.д. Однако есть исследования, в которых показывается их отличие от налоговых преступлений путем сравнительного сопоставления тех и других преступлений. Пожалуй, наиболее верное толкование налоговых преступлений отмечается в работах И.И. Кучерова, который полагает, что «все преступления, связанные с налогообложением, необходимо подразделить на собственно налоговые преступления и на преступления против порядка налогообложения»2. К первым автор относит "преступные деяния, заключающиеся в уклонении от выполнения обязанностей по начислению и уплате налогов, а ко вторым – преступления, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных к ответственности"3. Исследование налоговых преступлений и налоговой преступности как уголовно-правовой и криминологической проблемы И.И. Кучеровым проведено, на наш взгляд, очень обстоятельно и добротно. Вполне можно согласиться с автором в его обосновании необходимости выделения налоговой преступности в качестве самостоятельного вида. Ведь действительно, налоговые преступления имеют весьма особенную, специфичную сферу, в которой они совершаются, особый субъектный состав и ряд других отличительных признаков. Обобщая все это, можно сказать о необходимости признания налоговых преступлений самостоятельным видом экономической преступности. Заслуживает внимания и определение И.И. Кучерова налоговой преступности. Он понимает его как "возникающее в определенных условиях в финансовой сфере общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты"4. Интересными и, безусловно, значимыми являются исследования И.Н. Соловьева. Он отмечает, что «диспозиции налоговых статей УК РФ (ст. 198 и 199), несмотря на то, что субъектами их являются разные категории налогоплательщиков, имеют общие черты».5 С этим следует согласиться, и, даже есть смысл объединить эти статьи в одну. Тогда исключатся иногда встречающиеся сложности в квалификации действий субъекта по той или другой статье. Ущерб же, причиняемый уклонением от уплаты налогов лицами, привлекаемыми к ответственности по ст. 198 УК РФ, в реальной судебно-следственной практике вполне сопоставим с ущербом, который причинен субъектами ст. 199 УК РФ, а иногда даже превышает его. Оценивая приведенные научные взгляды на проблему определения понятия налоговых преступлений, можно отметить, что согласиться с их расширительным толкованием вряд ли возможно, и достаточно трудно согласиться, что оно является обоснованным и правильным. Механизм совершения этих деяний, предмет преступного посягательства как и субъект преступления в каждом из приведенных составов существенно отличаются. Таким образом, подведя итог вышесказанному, понятие «налоговое преступление» как таковое отсутствует как в НК РФ, так и в УК РФ. Однако, мы предлагаем следующую формулировку - под налоговым преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они влекут за собой непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, что неизбежно приводит к потере возможности государства к финансированию. Налоговые преступления имеют ряд общих признаков: а) посягают на финансовые интересы государства и установленный порядок уплаты налогов и сборов; б) определяются одинаковыми социальными, экономическими и иными факторами; в) предметом преступления являются налог или сбор, который подлежит перечислению в бюджет; г) субъектом обоих составов налоговых преступлений является налогоплательщик; д) преступления совершаются только с прямым умыслом; е) сущность преступных действий субъектов налоговых преступлений состоит в уклонении от уплаты установленных налогов и сборов; ж) обе уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за налоговые преступления, имеют бланкетный характер. Это признаки уголовно-правового характера, которые отличают налоговые преступления от других видов преступлений, включая и преступления экономической направленности. Близко к группе налоговых преступлений примыкают, но образуют самостоятельную категорию преступлений деяния, имеющие отношение к сфере налогообложения и деятельности налоговых органов по налоговому контролю. К этой группе преступлений можно отнести ст. 170, 171, 172 УК РФ и др. Кроме того, можно выделить и признаки криминологического характера, которые отражают особенности налоговых преступлений: а) совершение деяний в сфере налогообложения юридических и физических лиц; б) осуществление преступлений непосредственно в процессе уплаты налогов и других обязательных государственных платежей; в) осуществление деяний специальными субъектами – законом установленными налогоплательщиками; г) использование криминальных прямо запрещенных уголовным законом способов неуплаты налогов; д) отсутствие непосредственно потерпевшего и персонификации жертвы; е) отсутствие прямого контакта преступника и потерпевшего; ж) массовость совершения преступлений, разнообразие способов их совершения; з) высокую латентность преступлений; и) корыстный характер и связь с другими экономическими преступлениями; к) ненасильственный характер преступных действий; л) безразличность, индифферентность, а иногда и сочувственное отношение общества к уклонению от уплаты налогов. Рассмотрим некоторые основные особенности, присущие налоговым преступлениям, совершаемым в России. В целом налоговые преступления стали приобретать массовый и организованный характер в современной России с начала 1990-х гг., в то время, когда были приняты основные законы в этой сфере, и за несоблюдение их была установлена прямая уголовная ответственность. До этого времени налоговые преступления встречались в судебной практике крайне редко. Это объяснялось прежде всего ограниченностью налогообложения. Основными обязательными платежами государственных предприятий были налог с оборота и отчисления от прибыли, установленные еще в 1930-е гг. Налогов, которые приходилось платить населению, было также немного, и порядок их уплаты основывался в основном на удержании сумм налога у источника выплат. В УК РСФСР 1961 г. статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, практически отсутствовали. Лишь ст. 82 УК РСФСР из раздела особо опасных государственных преступлений относила к числу таких преступлений "Уклонение в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов". Кроме того, п. 20 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июня 1972 г. "О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества" разъяснял, что причинение государству имущественного ущерба в результате уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей путем использования заведомо подложных документов должно квалифицироваться по ст. 94 УК РСФСР 1961 г. Поэтому немногочисленные факты нарушения налогового законодательства квалифицировались как преступления против социалистической собственности, совершенные причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Антисоциальная сущность налоговых преступлений, предусмотренных ст. 94, определялась тем, что виновные неправомерно обогащались за счет материальных ценностей или денежных средств, которые должны были поступить в собственность государства и тем самым пополнить его имущественные фонды. Переход к рыночной экономике, реформы политической структуры власти – все это повлекло за собой глубокие перемены в сфере экономической деятельности российского государства. Негосударственный сектор занял главенствующее положение в экономике и в основном именно он формирует экономический потенциал страны. В связи с этим вполне закономерно началось изменение налоговой политики государства. Формирование рыночных отношений в России осуществлялось достаточно трудным путем. Уже с первых этапов формирования рынка государство столкнулось с проблемой массового уклонения от налогообложения и, естественно, как следствием этого – начались значительные потери в доходной части бюджета. По различным оценкам, в результате неуплаты налогов налогоплательщиками, государство ежегодно недополучает от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну. Недобор налогов и бюджетный кризис приобрели в России хронический характер. В настоящее время проблема налогов в России стала не только экономической, но и социально-политической. Уклонение от уплаты налогов на сегодняшний день приобретает крупные масштабы и угроза экономической безопасности государства становится суровой реалией. По данным разных исследователей от 40 до 50% общего количества организаций, состоящие на учете в налоговых органах, не предоставляют отчетность о своей деятельности и декларации о доходах либо предоставляют "нулевую" отчетность, т.е. фактически не платят налоги.6 За такими организациями числится задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в сотни миллиардов рублей. По данным ФНС России из граждан, осуществивших сделки по приобретению имущества, представляют декларации лишь мизерная доля всего числа приобретателей. Большинство населения не желает платить налоги. По данным различных исследователей, до 90% граждан Российской Федерации полагают, что укрытие доходов от государства является правильным, и даже не осуждают этого. Данное обстоятельство порождает поток налоговых преступлений и правонарушений, который нарастает с каждым годом. По прогнозам аналитиков основная часть налоговых преступлений пока не выявлена, а количество возбуждаемых по факту нарушений налогового законодательства уголовных дел может продолжать расти.7 Характерной чертой налоговой преступности в России является ее высокая латентность. Выявленное количество преступлений в сфере налогообложения составляет, по сведениям одних авторов, не более 5% от реально совершаемых уголовно наказуемых фактов нарушений налогового законодательства, по оценкам других авторов, девять из 10 налоговых преступников уходит от ответственности. По нашему мнению, реальный масштаб налоговой преступности в точных цифрах выражен быть не может. В какой-то мере о нем может свидетельствовать и рост объема капиталов, вывозимых за границу, и снижение собираемости налогов, и рост объема денежной наличности неучтенной, и ряд других показателей. Криминальные посягательства в этой сфере отличаются большим разнообразием, особой изощренностью и изобретательностью, интеллектуальным характером преступных операций, и к тому же быстрой адаптацией преступников к новым видам и формам налоговой деятельности, применяемым формам и системам учета и отчетности, видам документов и технологиям налогового учета. Наиболее криминогенными секторами экономики остаются оптово-розничная торговля, промышленность и строительство, топливно-энергетический комплекс и финансово-кредитная сфера. Налоговые преступления состоят в тесной взаимосвязи со многими преступлениями в сфере экономики. Они сопутствуют мошенничеству, незаконному предпринимательству, злоупотреблением при выпуске ценных бумаг, обману потребителей и т.д. Совершая одно из перечисленных преступлений, правонарушитель становится субъектом и налоговых преступлений, так как все основные сферы деятельности в государстве тем или иным образом касаются налогообложения и почти все незаконные действия в сфере экономики прямо или косвенно связаны с налоговыми преступлениями. В последние годы среди новых видов совершения налоговых преступлений возрастает доля махинаций, заключающихся в доведении нормально работающих предприятий до банкротства. Налоговая реформа в России продолжается и в наши дни. Продолжает совершенствоваться работа органов, в задачу которых входит выявление и расследование налоговых преступлений. Для того, чтобы предотвращение угрожающе быстро распространяющейся налоговой преступности не носило характер очередной пропагандистской кампании или имитации решительных действий властей, ей необходимо активно противостоять. Эффективная борьба с налоговой преступностью возможна лишь на основе единой комплексной и четкой Федеральной программы борьбы с налоговой преступностью. Ее можно разработать в дополнение одобренных Правительством РФ Основных направлений налоговой политики на 2017–2019 гг., благодаря которой рост налоговых преступлений заметно снизился. Если в 2016 г. было выявлено за уклонение от уплаты налогов более 9 тыс. уголовных дел, то в 2017 г. – 7.4 тыс. уголовных дел. В целом, последние годы в связи с организационно-правовыми мероприятиями число уголовных дел по уклонению от уплаты налогов колебалось. Такая Программа должна содержать решение всех основных вопросов, касающихся уголовно-правовых, административных и финансовых санкций за совершение налоговых правонарушений. Эти положения должны согласовываться с соответствующими нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, гражданско-правового и оперативно-розыскного характера, нормами налогового законодательства. Обязательными в данной Программе должны быть криминалистические исследования и рекомендации, направленные на эффективное выявление и расследование налоговых преступлений. Таким образом, нынешнее понятие «налоговое преступление» верно выражено позицией таких авторов исследований как И.И. Кучеров и И.Н. Соловьев, которые совершенно верно отмечают, что диспозиции налоговых статей УК РФ можно сформулировать как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания, и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения, которые прямо предусмотрены УК РФ, и состоящие в уклонении от уплаты налогов и сборов способами, прямо предусмотренными законодателем. Нет сносок там, где упомянуты фамилии ученых и статистика. 1.2. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений. Криминалистическая характеристика преступления – это научная категория, которая обобщает результаты анализа обширной массы уголовных дел определенной классификационной группы. Для налоговых преступлений она является основой, которая опирается на обобщенные данные, описывающие признаки и свойства преступного события, способ, а так же механизм и мотивы их совершения, процессы следообразования и типологические качества личности виновных, особенности объектов посягательства, а также устойчивые связи между всеми названными элементами. Основным признаком налоговых преступлений является искажение основополагающей информации либо сокрытие фактов, о которых налогоплательщик обязан сообщать в налоговые органы. Основной целью таких действий является снижение суммы налога или страхового взноса либо уклонение от их уплаты путем целенаправленного укрытия сведений о полученных доходах от налоговых органов (сообщение ложных сведений, искажение данных в налоговой декларации). Уголовную ответственность за преступное уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предусматривают ст. 198 и 199 УК РФ. Ст. 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. В соответствии со ст. 57 Конституции «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Порядок уплаты налога физическими лицами установлен главой 23 Налогового кодекса РФ. Порядок уплаты и размеры налогов и сборов осуществляются и определяются на основе федеральных законов, положений, уставов, инструкций, соответственно принятых или утвержденных в установленном порядке. Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 198 УК РФ наступает в случае уклонения гражданина от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере. Согласно законодательству имеется определенная категория граждан, которые освобождаются от представления декларации, во всех остальных случаях подача декларации обязательна. Под включением в декларацию заведомо ложных сведений о доходах или расходах следует понимать указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов. Согласно тексту статьи, предметом посягательства служит лишь один вид платежей государству – подоходный налог, поскольку ответственность наступает именно и только в связи с непредставлением декларации о доходах или ее искажением. Эта статья содержит квалифицирующие признаки: размер неуплаченного налога и специальную повторность. Сферой ее действия охватываются все виды экономической, равно как и любой другой доходной, деятельности, при осуществлении которой в соответствии с законом предусмотрена обязанность предоставления декларации о доходах. Статья 199 УК РФ направлена на охрану действующего порядка налогообложения организаций и предупреждение их уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В сферу ее регулирования входят все виды хозяйственной деятельности, приносящие доход, облагаемый соответствующими налогами. Организации – это все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов – юридические лица. Ст. 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. К организациям, о которых говорится в данной статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов и страховых взносов, за исключением физических лиц. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Сокрытие указанных и других объектов налогообложения может выражаться как во включении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах. К субъектам преступления относятся лица, обязанные в соответствии с законом или учредительными документами обеспечивать правильность данных, определяющих исчисление налогов или страховых взносов, а также утверждать документы, представляемые в налоговые органы. Это руководитель организации и главный (старший) бухгалтер, а также лица, фактически выполнявшие их обязанности. Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически недостоверными данные о величине доходов, расходов или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также сведения, которые неверно отражают фактическое состояние дел. Такая информация считается включенной в бухгалтерские документы, если последние подготовлены и оформлены к представлению в налоговые органы. Ст. 199.1 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента. Данная норма призвана регулировать отношения, связанные с надлежащим исполнением своих обязанностей налоговым агентом по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). В ст. 199.2 УК РФ говорится об ответственности за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Отталкиваясь от уголовно-правовых понятий налоговых преступлений граждан (ст. 198 УК) и организаций (ст. 199 УК), рассмотрим другие структурные элементы их криминалистической характеристики. Место совершения налоговых преступлений. Непосредственным местом может быть помещение, где в бухгалтерскую документацию были внесены искаженные данные о доходах или расходах. Например, это офис организации, квартира главного (старшего) бухгалтера или директора. Но следует учитывать, что составление подложных бухгалтерских документов (декларации о доходах) с целью сокрытия объектов налогообложения само по себе означает лишь приготовление к налоговому преступлению или покушение на него. Законченным составом будет являться фактическая неуплата налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный законодательством. Поэтому место совершения налогового преступления – комплексная категория, которая может состоять из нескольких различных компонентов. Исходя из этого, фактическим местом их совершения следует считать регион (город, район), контролируемый соответствующей территориальной инспекцией Министерства по нал....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: